Уоррен Миллер - отец спортивного кино. Зарождение экстрим-видео

Что такое экстремальный спорт? Кроме адреналина? Это, конечно же, желание продемонстрировать свои способность людям. Сейчас экстрим немыслим без экстремального видео — это целая индустрия с многомиллионными денежными потоками. А родоначальником особого вида видеосъемок экстрим-спорта считают американца Уоррена Миллера.


Сейчас этому видеопионеру экстрима уже 85 лет, а первый свой фильм был снят аж в 1950 году. За это время было много всего: и взлеты, и падения, и успех, и разочарования. Но, как и в экстремальном спорте, упорство и желание всегда приводят к успеху...

История экстремального видео начинается в 1946 году, когда молодой дембель ВВС США получил 100 долларов выходного пособия и потратил их на 8мм камеру. Чтобы как-то оправдать покупку, Уоррен с другом Уордом на протяжении зим 47-48 годов стали завсегдатаями солнечной долины США (Sun Valley), где жили в трейлере, прицепленым за древний Бьюик Миллера (кстати, очень часто в фильмах этого мастера мы можем видеть именно этот автомобиль и трейлер).

Стараясь улучшить технику своего катания на лыжах, друзья отсняли огромное количество метров. Весной и летом экстремалы переходили на серфинг и тоже все фиксировали на камеру. Так как большинство пленок не отличалось великим операторским искусством, а показать умения товарищам хотелось — приходилось сыпать шутками в каждом кадре.


Первое признание пришло не скоро — однажды, за возможность посмотреть отснятые кадры Уоррену предложили горячий ужин! А тем временем, судьба привела к Уоррену 2 учеников, постигать азы горных лыж. Точнее, учеников было больше, но эти двоя являлись Президентом и Главным бухгалтером компании Bell&Nowell — фирма, которая выпускала профессиональные видеокамеры, о которых мечтали два друга-экстремала. Эти двое «студентов» оказались настолько щедрыми и дальновидными людьми, что передали нам часть оборудования до того, как Уоррен и Уорд смогли за него заплатить (а это возможность эта появилась только через 3 года).

И вот, когда настоящая камера была в руках, начались экстремальные путешествия и съемки-съемки-съемки… Являясь начинающими шоу-бизнесменами, да к тому же работающие и в новом, странном жанре спортивно-документально-экстремального видеоклипа, ребята были готовы показывать свои фильмы где угодно — был бы зал и проектор! Очень скоро стало ясно, что для работы нужно много другого оборудования, денег на которое не было… Тогда Уоррен одолжил 100 долларов у 4 друзей и, как он говорит сам «вступил на скользкий путь долговой ямы длиною в жизнь».

И, хотя будущий экстрим-медиа магнат еще не знал, что экстремальное видео станет его судьбой, но как заведенный продолжал снимать, показывать и тратить все средства на новые съемки.

А дальше пошли годы напряженной голодной работы. Уоррен подрабатывал на стройках домов, ежегодно весной закладывал свой автомобиль, чтобы снять новую картину и потом, катаясь и демонстрируя свое произведение публике отбить немного денег и выкупить обратно старенький Бьюик.

Показы Миллер специально планировал близ горнолыжных курортов, чтобы днем, до сеансов, успевать снимать кадры фильма будущего года. Как правило, в день удавалось заработать порядка 11 долларов – этого хватало на пленку, бензин, еду и комнату в 4-долларовом мотеле.
Однажды, Уоррен Миллер за один год переночевал в 210 отелях и показал свой фильм (со своими же комментариями) в 130 городах и курортах!

«Насколько я помню, первым сезоном показа моих творений зрителям стал 1949/50, а местом, где был продан первый билет, — Южная Калифорния. Вскоре обо мне услышали в городке Порт-Энджелс в Вайоминге и пригласили прокрутить фильм там. Я подсуетился и организовал показы в Сиэтле и Ванкувере – чтобы успеть и там и там, пришлось потратить три дня на дорогу туда и три – на дорогу обратно, а между перегонами ночевать в машине.

В Порт-Энджелс мы заработали всего 8 долларов. Зато в Сиэтле и Ванкувере – целых 615! И понеслось… Так следующая зима превратилась в одну сплошную дорогу, которая отнимала очень много сил» — вспоминает Уоррен Миллер.

В третью зиму был охвачен Портленд, Мэн, Орегон, университетские зрительные залы, одно место – один доллар… Со временем машину сменил самолет, но проще не стало: одна неделя равнялась семи показам.

Лыжи, падения, снег, горы – те старинные нестандартные съемки горных лыж и удивительные ракурсы стали основой спортивного экстремального кино, прародителем будущего экстрим-видео во всех видах спорта. Об этом любят забывать: не так давно владелец X Games, знаменитый канал ESPN (Entertainment and Sports Programming Network), утверждал, что его журналисты чуть ли не вчера обнаружили, что, оказывается, именно Миллер является создателем жанра спортивного экстремального кино! Вот уж правда, награда нашла героя: для того чтобы добиться признания, Уоррену понадобилось пахать «всего» 56 лет на протяжении 85 лет жизни.

Шуточки, так удачно скрывавшие огрехи производства на заре творчества двух друзей, со временем стали визитной карточкой их фильмов. Которые, в свою очередь, были признаны культовым спортивным видео. Вот вам и культовое кино: ни секса, ни насилия, ни ругани… «Наши фильмы смотрели все, от пионеров до пенсионеров. Смотрели и смеялись нашим шуткам и нашим трюкам» — говорит Уоррен.

Вспоминая те годы, Миллер рассказывает: «Мы выпускали по фильму каждую осень и на протяжении сезона крутили его по городам и курортам. Каждый год я накручивал тысячи миль на дороге и откатывал сотни миль на склонах, встречая в путешествиях множество удивительных людей. Для них, так же как и для меня, горы и свобода катания воплощали все самое лучшее, что есть в мире. Мой опыт (спасибо сотням ежегодных показов!) это только подтверждает: самые ценные люди – те, кто стоял в очередях на мои фильмы, а затем вместе со мной разделял всесокрушающее чувство этой свободы катания...»

К 1983 году Миллер создал уже около 500 спортивных лент, после чего ему представилась возможность заключить сделку с фирмой, которая занималась организацие концертных туров — эти люди обещали «вдохнуть новую жизнь в спортивное кино»… Результат 5-летнего сотрудничества был крайне плачевен. «Эти бизнесмены ничего не понимают в нашем бизнесе: представляете, они хотели послать меня на курсы тренировки речи, считая, что мой голос не совсем подходит для озвучки кино! Тысячам людей по всей стране мой голос нравился, а им пришелся не ко двору – однозначно, парни не въехали что к чему» — в одном из интервью возмущается 85-летний Миллер.

После расторжения контракта Миллер решает продать бизнес сыну Курту, который должен был управлять компанией, а Уоррен же хотел сосредоточиться на написании сценариев и озвучку. Но ничего не вышло — без участия Уоррена в съемочном процессе в полном объеме картины получались пресными. В 1995 и 1998 году Миллер дважды пробует уйти на пенсию — куда там! В начале 2000-х Курт Миллер решил продать компанию отца корпорации Time Warner. Warner продолжила снимать экстрим-видео под маркой Уоррена Миллера. Но, вот что говорит сам Уоррен: «Могу сказать, в каких именно видео есть еще немножко меня: в ленте „Impact“ (2004) процесс моего участия в картине был минимальным, а в „Higher Ground“ (2005), чтобы не отступать от традиции, они использовали мой голос, взятый из озвучки старых лент. Так что если вы видели это кино и думаете, что я над ним работал, – не верьте. Жалко, если вы купились на трюк, мои дорогие и любимые зрители. Все равно хочу сказать вам спасибо за все: если бы не вы, я не прожил бы такую замечательную жизнь. Каждый день я делал то, что люблю: работа стала образом жизни. И разве это не здорово?»

В настоящее время Миллер планирует написать автобиографическое произведение о своей богатой на путешествия и экстрим жизнь — вот только не знает когда… Катается на горных лыжах и пытается поддержать молодых людей, которые хотят снимать спортивное кино. Для этого он, его жена Лори и приемный сын Колин Кауфман организовали Фонд Уоррена Миллера (Warren Miller Freedom Foundation).

«Мне везет: я все еще хозяин своей судьбы, мне есть с кем разделить знания, поделиться планами и куда приложить усилия. Мой вчерашний опыт поможет завтрашним профессионалам спортивного кино – и разве может быть что-то лучше этого?..» — Уоррен Миллер.